Налоговое законодательство в нашей стране несовершенно. По мнению юристов, на сегодняшний день в России существует огромное количество пробелов и несоответствий между законами и актами федеральной исполнительной власти. Отказ от признания в качестве источника права судебного прецедента лишь осложняет ситуацию. Именно поэтому так остро стоит вопрос о защите интересов и прав налогоплательщиков при возникновении споров с органами ФНС РФ.
Способы защиты прав налогоплательщиков.
Действующими законами всем субъектам, вступающим в правоотношения (конфликты и споры являются таковыми), предоставляется два основных метода обеспечения интересов:
- обжалование решений и прочих актов в вышестоящих инстанциях;
- обращение в судебные органы.
Кроме того, нормативно-правовыми актами не запрещены иные способы защиты. Однако детально механизм их реализации не проработан и в документах не описан.
Эффективность обжалования, а также обращения к служителям Фемиды зависит не только от фактических обстоятельств спора, но и от умения заинтересованной стороны собрать доказательства.
Обжалование акта в вышестоящей инстанции.
При подаче жалобы на действия, решения, иные акты, а также бездействие органов (должностных лиц) территориальных налоговых инспекций заявителю потребуется:
- подготовить копии решений или актов, которые он считает незаконными;
- указать конкретную норму действующего законодательства, нарушенную актом (действием, бездействием);
- подробно изложить в письменном виде все претензии и аргументы;
- приложить к жалобе копии всех бумаг, указать доказательства.
- Следует заметить, что обращение в вышестоящую инстанцию может осуществляться:
- самостоятельно (подача документов в приемную);
- почтовым отправлением;
- через орган, нарушивший законные интересы и права заявителя.
Жалоба составляется в письменном виде с учетом обязательных реквизитов к данному типу документов. Для придания ей юридической силы потребуется указать:
- наименование инстанции, в которую жалоба направляется;
- наименование органа или ФИО и должность лица, действия (решения, акты, бездействия) которого обжалуются;
- данные налогоплательщика (предъявить жалобу может только лицо, чьи права нарушены, а также его представитель);
- дату и место подготовки документа:
- наименование обращения «ЖАЛОБА»;
- подробное описание обстоятельств дела;
- ссылку на нормативно-правовой акт или иные основания возникновения нарушенного права;
- требования с формулировкой «Прошу…»;
- подпись и расшифровку.
Юристы отмечают, что обращение в вышестоящую инстанцию изменяет порядок течения срока исковой давности. Он начинает отсчитываться с момента получения ответа, либо через месяц после подачи жалобы (при условии, что ответ не поступил).
Обращение налогоплательщика в судебные органы.
Предоставление защиты налогоплательщикам осуществляется на основе письменного заявления или иска. Обжалование актов и решений, а также решение прочих спорных вопросов, имеющих в основе экономический спор, производится в Арбитражном суде. Если участником конфликта является физическое лицо, то обращение рассматривается в городском суде (общей юрисдикции).
Судебное разбирательство может проводиться на основании предоставленных сторонами доказательств. При необходимости служители Фемиды оказывают содействие налогоплательщикам в обеспечении или получении определенных документов. Запрос суда подлежит обязательному исполнению, а в случае отказа от предоставления указанных в нем бумаг, на должностных лиц налагается значительный штраф. В такой ситуации аргументы стороны, заявившей ходатайство об истребовании доказательства, считаются подтвержденными.
Таким образом, законодатель предоставил налогоплательщикам эффективный и надежный механизм защиты прав. Его своевременное, грамотное использование позволяет исключить нарушение интересов и злоупотребления со стороны представителей ИФНС России.