RSS

 

Закон и право. Библиотека юриста » Таможенное право. Таможня » Таможенно-правовое определение статуса товаров

Таможенно-правовое определение статуса товаров


Российская Федерация, участвуя в международной торговле, является субъектом международного право-вого регулирования. В 1993 г. Россия начала процесс присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО).В 2006 г. Федеральная таможенная служба России  совместно с другими министерствами и ведомствами приступила к работе по проведению сравнительного анализа национального таможенного законодательства и стандартов Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур, целью которой является определение объема обязательств России при присоединении к названной Конвенции.


В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы, как и понятийный аппарат, закрепленный в международных правовых актах по таможенным вопросам. При присо единении к названной Конвенции содержащиеся в ней нормы и понятия повлекут ряд изменений в российском таможенном законодательстве. Необходимо отметить, что содержащиеся в Конвенции понятия «таможенные формальности», «очистка» в российском таможенном законодательстве отсутствуют, со держание понятия « таможенное оформление » в Таможенном кодексе Российской Федерации не раскрыто. Соответственно потребуется уточнение содержания термина « таможенный режим », его понятие в ТК РФ раскрыто, но этот термин в дефинициях Конвенции не используется. В этой связи понятия и нормы, содержащиеся в тексте Конвенции, потребуют адекватного перевода на русский язык и соответствующего правового установления содержания норм права, которые позволят им вписаться в существующую национальную систему юридических понятий. Таким образом, предстоит не только перевести нормы Конвенции на русский язык так, чтобы перевод не вызывал различных толкований, но и создать из них нормы национального права, не исключая возможности перенесения в последние правовые положения Конвенции дословно.


Практика международной торговли разработала определенные правила, в соответствии с которыми выполняются действия в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.
Основополагающим документом, содержащим такие правила, является Международная конвенция об упро щении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) в редакции Протокола 1999 г. Нормы Конвенции направлены на оказание помощи в развитии таможенных процедур и их всемирной глобализа ции для обеспечения деловой стабильности и действенности, которые требуются для мировой торговли.

Выполнение указанных действий составляет, в частности, «очистку», к содержанию которой российское за конодательство подходит с иных позиций, чем названная Конвенция.

Необходимо отметить, что в настоящее время не имеется официального перевода Конвенции на русский язык, специалисты в области таможенного регулирования используют переводы, выполненные в частном порядке, что вызывает противоречивые выводы о содержании тех или иных норм, содержащихся в Конвенции, что в конечном итоге отражается на разработке соответствующих положений национального таможенного законодательства. Текст Конвенции на английском и русском языках опубликован в издании «Таможенный кодекс РФ с постатейными   материалами Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 года» в 2004 г.

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур в существующем переводе определяет очистку как выполнение таможенных формальностей, необходимых для выпуска товаров в свободное обращение, для их экспорта или помещения под иные таможенные режимы. Необходимо отметить, что вместо понятия «таможенное оформление» при переводе с английского языка употребляется понятие «очистка», т. е. освобождение от обязательств, которые возлагаются на лицо, перемещающее товары через границу. В таком контексте раскрывается данное понятие в «Толковом словаре таможенного права»: «Таможенная очистка — термин, используемый в международной внешнеторговой практике для указания на обязанности продавца или покупателя принимать на себя обязательства, связанные с прохождением товара через таможню страны экспорта или импорта и включающие уплату таможенной пошлины, налогов и таможенных сборов, а также выполнение и оплату всех административных действий, связанных с прохождением товара через таможню».2 Освобождение от обязательств связывается с помещением товаров под определенные условия пользования и распоряжения ими, которые раскрываются в ТК РФ как таможенный режим (ст. 11). В то же время Конвенция в дефинициях (Генеральное приложение, гл. 2) и Специальных приложениях к ней не содержит такого понятия, как таможенный режим.

В соответствии с ТК РФ таможенное оформление включает в себя все таможенные процедуры и операции, в том числе декларирование. Декларирование как процедура поставлена в ряд других процедур, хотя, как представляется, ей должно быть отведено отдельное место ввиду важности ее осуществления. Проведение других процедур связывается в конечном итоге с декларированием. Отсутствие такого места привело к нарушению связи с выбором таможенного режима, который вытекает из декларирования, и возникновению внутренних противоречий в содержании нормативного материала.

Если декларирование рассматривать как процедуру, то при ее осуществлении необходимо выбрать еще одну процедуру, связанную с таможенным режимом, который определяется как совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений и т.д. (п. 22 ст. 11 ТК РФ). Таким образом, одна процедура (декларирование) содержит в себе еще одну процедуру (таможенный режим). Аналогично с таможенным оформлением, которое включает в себя все процедуры, в том числе выбор режима. В таком случае все процедуры выступают как нечто самостоятельное без отражения их взаимосвязи, особенно декларирование и выбор режима.


Рассмотренные выше положения Конвенции более отражают такую взаимосвязь, которая, как представляется, позволяет выделить таможенные режимы как виды таможенного оформления.

Анализ понятия «очистка», содержащегося в указанной Конвенции, позволяет прийти к выводу, что она включает в себя две составляющие: 1) определение предназначения товара; 2) выполнение соответствующих действий.

Предназначение товара (выпуск для внутреннего потребления, экспорт и т.д.) формирует его статус для
таможенных целей: поступление товара в свободное обращение или дальнейшее нахождение под таможенным контролем, т. е. правовое положение, которое раскрывается в правах и обязанностях заинтересованных лиц в отношении товара, предполагающих, в свою очередь, объем правомочий со стороны указанных лиц.

Предназначение как цель перемещения товара через таможенную границу предполагает виды таможенног ооформления, если использовать данный термин вместо «очистки», которые зависят от этой цели. Виды таможенного оформления — обозначенное в ТК РФ предназначение товара, имеющего свой статус (режимы).

Предназначение как цель перемещения товара через таможенную границу предполагает виды таможенного оформления, если использовать данный термин вместо «очистки», которые зависят от этой цели. Виды тамо женного оформления — обозначенное в ТК РФ пред назначение товара, имеющего свой статус (режимы).


Системообразующим фактором в понятии «таможенное оформление» является выпуск товаров в соответствии с их предназначением или целью их перемещения через таможенную границу. Определение предназначения предполагает совершение определенных действий, которое связывается прежде всего с подачей таможенной декларации, именно в ней указывается предназначение товара.

Общая характеристика каждого вида таможенного оформления позволяет выделить ряд элементов, которые присущи любому виду. Каждый вид имеет свое содержание, которое отвечает на вопросы о том, ввозится или вывозится товар и с какой целью происходит его перемещение. Следующим элементом являются  условия помещения товара под данный вид оформления. Обязательным элементом являются положения об уплате таможенных пошлин, налогов или об освобождении от уплаты таких платежей. Еще одним элементом являются положения о соблюдении ограничений на перемещение товаров. Последним является порядок завершения действия выбранного вида оформления. Раскрывая содержание указанных составляющих, дается общая характеристика любого вида таможенного оформления.

Таким образом, каждый вид таможенного оформления имеет свою структуру, раскрывающую его правовую и экономическую характеристику и действия, подлежащие выполнению.


В свете изложенного таможенное оформление представляет собой определение правового положения товаров и транспортных средств для таможенных целей.

Понятие «таможенный режим», содержащееся в ТК РФ, можно рассматривать как вид таможенного оформления, представляющий собой предназначение товаров, определяемое целью его перемещения через таможенную границу, и их правовое положение с установлением порядка совершения действий при выполнении таможенного оформления, т. е. процедуру.


Таможенный режим как понятие в российском таможенном праве — явление достаточно новое. В Таможенном
кодексе Союза ССР в редакции 1964 г. и Таможенном кодексе СССР в редакции 1991 г. норм о таможенных режимах не содержится. В то же время Таможенный кодекс СССР предусматривал общие положения о пропуске через таможенную границу СССР (ст. 23), в соответствии с которыми товары и иные предметы пропускались: 1) для свободного обращения на таможенной территории СССР или за пределами этой территории; 2) в целях временного ввоза или временного вывоза; 3) для транзита через территорию СССР.


Обращают на себя внимание следующие нормы: «Товары и иные предметы пропускаются по завершении таможенного оформления в том объеме, который соответствует цели их перемещения», товары и иные предметы, в отношении которых предоставлены таможенные льготы в части обложения таможенной пошлиной, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми были предоставлены такие льготы. Использование товаров и иных предметов в других целях допускается по завершении соответствующего таможенного оформления», т. е. таможенное оформление связывается с целью перемещения, что в действующем ТК РФ входит в понятие «таможенный режим».


Таможенный режим действующим таможенным законодательством определяется как таможенная процедура, включающая совокупность требований и условий о порядке применения к товарам и транспортным средствам таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений, о статусе товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения и использования в России или за ее пределами (подп. 22 п. 1 ст. 11 ТК РФ).

Как уже указывалось, ТК РФ содержит понятие «таможенная процедура», имеющее самостоятельное содержание, которое определяется как совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.


Таможенный режим также представляет собой таможенную процедуру со своим содержанием. В чем заключаются различия в указанных двух таможенных процедурах? Как следует из определений рассматриваемых процедур, и та и другая устанавливает порядок действий и статус товаров и транспортных средств. Таможенный режим дополнительно включает в себя требования и условия в отношении таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, но данные требования и условия характерны и для других таможенных процедур. Так, в соответствии со ст. 79 ТК РФ внутренний таможенный транзит — это таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера. Временное хранение — таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 99 ТК РФ).

В учебнике под редакцией М.М. Рассолова и Н.Д. Эриашвили отмечается, что «иначе говоря, таможенный режим фактически отождествляется с таможенной процедурой. Более того, таможенные режимы наряду с таможенным оформлением и специальными таможенными процедурами составляют содержание «таможенных процедур». Однако это положение Таможенного кодекса РФ нуждается в критическом переосмыслении». А.Н. Яцушко таможенный режим определяет следующим образом: «…Это комплекс правовых норм, устанавливающих: правовой статус товаров, транспортных средств, предметов, не являющихся товарами, лиц, имеющих отношение к владению, пользованию, распоряжению ими; порядок их перемещения через таможенную границу на таможенную территорию, нахождения (пребывания) на ней и вывоза за ее пределы, в зависимости от страны происхождения товаров, транспортных средств и предметов, их вида, количества, качества, стоимости, предназначения, цели перемещения и цели использования, времени пребывания на таможенной территории или за ее пределами, категории лиц, имеющих к ним отношение, наличия или отсутствия у них установленных льгот, преференций или ограничений для такого перемещения, пребывания, владения, использования, распоряжения, иных обстоятельств; порядок осуществления таможенными органами возложенных на них функций и задач в связи с таким перемещением в зависимости от таможенной и других видов политики государства, а также комплекс мер по реализации такого порядка. По нашему мнению, данное определение охватывает весь спектр существенных характеристик явления, описываемого данным понятием и термином».


Приведенное определение раскрывает содержание таможенного режима с точки зрения таможенного права, административного права, когда речь идет о регулировании внешнеторговой деятельности и функциях таможенных органов, однако в качестве основной задачи должно быть раскрытие существа понятия «таможенный режим» исходя из норм таможенного права, где таможенный режим представляет собой правовой институт, занимающий важное место.

Заслуживает внимания позиция А.А. Шахмаметьева о месте, роли, содержании таможенного режима, которые рассматриваются им на примере Франции. Применение таможенных режимов позволяет структурировать использование основных таможенных инструментов в правовом механизме регулирования внешнеторговой деятельности (процедуры таможенного оформления и таможенного контроля, тарифное регулирование, применение административных инструментов и т.п.). Рассматривая установленную таможенным законодательством систему таможенных режимов под таким углом зрения, можно отметить, что применение таможенных инструментов и средств регулирования здесь отходит на второй план, становится производным более общего явления — правового механизма использования комплекса таможенных режимов. В принципе можно представить и обратную сторону данного явления: отдельные «объединения» правовых норм, регулирующих использование таможенных инструментов в отношении определенных товаров в зависимости от цели их перемещения через таможенную границу, составляют в своей совокупности регламентацию того или иного таможенного режима.

Тем не менее второй подход представляется менее удачным и не совсем корректным. Во-первых, таможенный режим является самостоятельным институтом, обладающим рядом специфических характеристик, и имеет, по сути, «самодостаточное» внутреннее содержание. Во-вторых, фактически таможенный режим, учитывая его комплексный характер (как в юридическом, так и в экономическом смысле), сегодня выступает как объективный системообразующий фактор в таможенно-правовом механизме, и в первую очередь по отношению к самим отдельным элементам данного механизма — таможенным средствам и инструментам регулирования.


В контексте юридического анализа организационноправовой основы использования таможенных инструментов регулирования таможенный режим как специальный инструмент таможенного права может рассматриваться в качестве стандартизированного алгоритма, укрупненной типовой модели комплексного применения определенного набора таких инструментов в зависимости от предназначения товара, цели его перемещения через таможенную границу, условий нахождения и допустимого использования на (вне) таможенной территории и т.п.


Шахмаметьев отмечает, что в текстах правовых актов ЕС, так же как и во французском законодательстве,
нет позитивного определения рассматриваемого понятия. Однако, учитывая достаточно детальную регламентацию различных таможенных режимов, это позволяет практически однозначно определить их юридическое содержание и не препятствует их активному использованию в правовом механизме внешнеторгового регулирования ЕС.


Представляется, что выводы Шахмаметьева о том, что таможенный режим является самостоятельным институтом, обладающим рядом специфических характеристик, и имеет, по сути, «самодостаточное» внутреннее содержание, фактически таможенный режим, учитывая его комплексный характер (как в юридическом, так и в экономическом смысле), выступает как объективный системообразующий фактор в таможенно-правовом механизме, и в первую очередь по отношению к самим отдельным элементам данного механизма — таможенным средствам и инструментам регулирования, — дают ответ на ряд вопросов. Если режим рассматривать как предназначение товара с соответствующим ему статусом, то не возникает необходимости определять его как процедуру, входящую в таможенное оформление. Наоборот, предназначение использует такой таможенный инструмент, как таможенное оформление, которое имеет свои виды в зависимости от предназначения товара, на что указывалось выше.


При определении содержания таможенного режима необходимо прежде всего исследовать совокупность юридических норм, регулирующих таможенные отношения в этой сфере. Одновременно здесь важно учитывать и современные тенденции правового регулирования отношений в условиях глобализации. Но в ходе анализа содержания таможенного режима на современном этапе, как показывает исследование, указанные тенденции не всегда учитываются, что вносит неопределенность в процесс таможенного оформления


Об авторе

С.И. Истомин
заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук
//ЗАКОН № 11 НОЯБРЬ 2007

Версия для печати
Добавлено: Гость
Просмотрено: 14132 Слов: 2213
Рейтинг: Нет оценок



Читайте также в разделе:
Комментарии Добавить комментарий У Вас нет права давать комментарии. Необходимо зарегистрироваться. Вход.


Нет комментариев.