Повесть о начале Русской земли, описывая размещение, пересчитывает племена, на которые они делились, указывая, где поселилось. Трудно уяснить, какая форма общежития господствовала у восточных славян в эпоху их расселения по нашей равнине. В эпоху расселения родовой союз оставался господствующей формой быта у восточных славян. По крайней мере Повесть временных лет только эту форму изображает с некоторой отчетливостью:
“живяху кождо с своим родом и на своих местах, владеюще каждо родом своим”. Это значит, что родственники жили особыми поселками, не вперемежку с чужеродцами. Но это едва ли были первобытные цельные родовые союзы ход расселения должен был разбивать такое общежитие. Родовой союз держится крепко, пока родичи живут плотными кучами, но колонизация и свойства края, куда она направлялась, разрушали совместную жизнь родичей.
По Русской Правде сестра при братьях не наследница: но братья обязаны устроить ее судьбу, выдать замуж, “како си могут”, с посильным приданым. Как накладная обязанность, которая ложится на наследство, приданое не могло быть приятным для наследников институтом. Это сказалось в одной пословице, выразительно изображающей различные чувства, возбуждаемые в членах семьи появлением зятя: “Тесть любит честь, зять любит взять, теща любит дать, а шурин глаза щурит, дать не хочет”. При отсутствии братьев, дочь - полноправная наследница отцовского имущества в землевладельческой служилой семье и сохраняет право на часть крестьянского имущества, если осталась после отца незамужней. Все отношения по наследованию заключены в тесные пределы простой семьи; наследники из боковых не предусматриваются как случайные участники в наследстве. Строя такую семью и заботливо очищая ее от остатков языческого родового союза, христианская церковь имела для этого бытовой материал, заготовленный еще в языческую пору, в браке с приданым. Дальнейшее изучение древнерусской письменности увеличит количество статей бросающей свет на составление Русской Правды. Видим, что систематической кодификации, из которой выходили памятники, подобные Русской Правде, предшествовала частичная выработка отдельных норм, которые потом подбирали в более или менее полные свободы или по которым перерабатывались своды, раньше составленные. Эта важная работа для истории нашего древнего права происходила в сфере церковной юрисдикции, т.е. та часть духовенства, пришлого и туземного, которая, сосредоточилась около епископских кафедр, под руководством епископов служила ближайшим орудием церковного управления и суда. Никакой другой класс русского общества не обладал тогда необходимыми для такой работы средствами, ни общеобразовательными, ни специально-юридическими. От XI и XII вв. до нас дошло несколько памятников, ярко освещающих ход этой работы. Переход от язычества к христианству сопряжен был с большими затруднениями для неопытных христиан и их руководителей. Подчиненные церковные правители, судьи, духовники, обращались к епископам с вопросами по делам своей компетенции, возбуждающим недопущения и получали от владык руководительные ответы. Вопросы относились большей частью к церковной практике и христианской дисциплине, но нередко касались чисто юридических предметов, церковных показаний за убийство и другие уголовные преступления, брака, развода и внебрачного сожительства. Пасторские правила применялись в судебной практике, становились юридическими нормами и находили себе письменное изложение в виде отдельных статей, которые записывались где приходилось. Эти рассеянные статьи потом подбирали в группы и в целые своды, иногда с новой переработкой, в более или менее измененной редакции. Русская Правда являлась верным отражением русской юридической действительности XI и XII вв., но отражением далеко не полным. Она воспроизводит один ряд частных юридических отношений, построенных на материальном, экономическом интересе, но в это царство материального интереса все глубже врезался новый строй юридических отношений, который созидался на ином начале, на чувстве нравственном. Эти отношения проводила в русскую жизнь церковь. Устав Владимира Святого определяет положение церкви в новом для нее государстве Церковь на Руси ведала тогда не только спасением душ: на нее возложено было много чисто земных забот, близко подходящих к задачам государства. Она являлась сотрудницей и нередко даже руководительницей мирской государственной власти устроения общества и поддержании государственного порядка. С одной стороны церкви была представлена широкая юрисдикция над всеми христианами, в состав которой входили дела семейные, об оскорблении нравственного чувства, о покушении на женскую честь, об обидах словом. Так церкви предоставлено было право устроить и блюсти порядок семейный, религиозный и нравственный. В Уставе Ярослава (сын Святого Владимира мы находим довольно пространный и стройный церковный судебник. Он повторяет почти те же подсудные церкви дела и мира, какие перечислены в Уставе Владимира, но сухие перечни разработаны уже в казуально расчлененные и отчетливо формулированные статьи со сложной системой наказаний и по местам с обозначением самого порядка судопроизводства. Эта система и этот порядок построены на различении и соотношении понятий греха и преступления. Грех ведает церковь, преступление - государство. Всякое преступление церковь считает грехом, но не всякий грех государство считает преступлением. Дела только греховные, без элемента преступности, судились исключительно церковной властью, по церковным законам. Сюда входили дела, нарушающие церковную заповедь: браки в близких степенях родства, развод по взаимному соглашению супругов. Дела греховно-преступные, в которых греховных элемент, нарушение церковного правила, соединяется с насилием, с физическим или нравственным вредом для другого, такие как нарушающие и государственный закон разбирались княжеским судьей с участием судьи церковного. К этому разряду относились дела об умычке девиц, об оскорблении женской чести словом или делом, о самовольном разводе мужа с женой по воле первого без вины последней, о нарушении супружеской верности.
Церковный суд, как он описан Ярославовым уставом, углублял понятие о преступлении, вносил в право и другое существенно новое. Здесь, во-первых, он значительно расширял область вменяемости. Почти вся его общая компетенция, простиравшаяся на всех верующих и жизнь семейную, религиозную и нравственную, составилась из дел, которые не вменял или не предусматривал древний юридический обычай: таковы умычка, оскорбление словом (обзывание женщин позорным словом). Установление этих видов оскорбления словом было первым опытом пробуждения в крещеном язычнике чувства уважения к нравственному достоинству личности человека.