В практике исполнения договоров о возмездном оказании услуг зачастую стороны не придают значения документам, подтверждающим исполнение обязанностей по данным договорам.
Нередко акты оказанных услуг состоят из двух-трех строчек примерно следующего содержания: «Услуги по договору № … выполнены, подлежат оплате в сумме… Стороны претензий друг к другу не имеют». Малосодержательная первичная документация, как правило, привлекает особое внимание контролирующих органов, у которых возникают сомнения в реальности оказания услуг. Следует разобраться, каким же образом следует оформлять факт оказания услуг по договору возмездного оказания услуг.Возмездное оказание услуг регулируется гл.39 Гражданского кодекса РФ. Согласно п.1 ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.Обязательное составления акта оказанных услуг в гл.39 ГК РФ не предусмотрено, хотя и имеется норма, предусматривающая, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.Между тем, общие условия включения сумм оплаты услуг в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, установлены ст. 252 Налогового кодекса РФ. В силу пункта 1 статьи 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса Российской Федерации).Для учета расходов (затрат) для целей налогообложения они должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
То есть, любые расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. При этом оправдательные документы оформляются в соответствии с законодательством РФ либо в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы. Система налогового учета по налогу на прибыль организаций установлена ст.313 НК РФ. Подтверждением данных налогового учета являются первичные документы, включая справку бухгалтера (пп1 абз.9 ст.313 НК РФ).Какие документы имеются в виду? В первую очередь это бухгалтерские первичные учетные документы. Требования к оформлению первичных учетных документов для целей бухгалтерского учета содержаться в ст.9 ФЗ «О бухгалтерском учете». Оказанные исполнителем услуги заказчик должен принять к учету. Поскольку унифицированная форма акта приемки оказанных услуг Федеральной службой государственной статистики не разработана, то произвольная форма этого документа сама по себе претензий не вызывает. Проблема в содержании акта.Еще до вступления в силу гл.25 НК РФ официальные органы требовали, чтобы из акта следовал «состав и характер оказания услуг» (письмо Минфина России от 20.04.2000 г. № 04-02-05/1).Более того, в последних по датам письмах сделан еще более категоричный вывод. Так, в письме Минфина России от 05.04.2005 г. № 03-03-01-04/1/170, рассматривая оказание услуг по продвижению товаров заказчика (обеспечение наличия в продаже определенного ассортимента товаров заказчика, определенной доли их выкладки и текущего минимального запаса), финансисты заявили, что фактическое оказание этих услуг вообще нереально подтвердить какими-либо документами. Следовательно, расходы на их оплату документально не могут быть подтверждены и налоговую базу по налогу на прибыль не уменьшают.Пренебрежение в отношении содержания актов оказанных услуг приводит к печальным последствиям в виде проигранных судов с налоговыми органами. Так, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа по делу № А11-4426/2003-К2-Е1961 суд поддержал позицию фискалов о завышенных расценках на услуги управляющей компании, нанятой заводом для осуществления полномочий генерального директора. Дело в том, что в актах оказанных услуг не было написано, какие услуги оказывались, и не указывались расценки на эти услуги. Из содержания актов нельзя было определить, какую конкретно работу проделала на заводе управляющая компания. Такая же позиция в отношении актов оказанных услуг отражена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 26.04.2006 г. по делу № А65-22151/2005-СА2-11.Следует отметить, что, по мнению некоторых специалистов (подтвержденное отдельными судебными решениями), налогоплательщик может и не составлять документы, подтверждающие приемку услуг. При этом в качестве доказательства произведенных расходов следует расценивать счета-фактуры, платежные поручения, кассовые чеки, сопровождаемые бухгалтерским справками. Между тем, такой путь чреват риском налоговых доначислений и привлечением к налоговой ответственности. Таким образом, следует сделать вывод о том, что в настоящее время, в целях минимизации налоговых рисков, следует четко прописывать предмет договора (какие конкретно услуги надлежит выполнить исполнителю), необходимо составить акт оказанных услуг и в акте оказанных услуг следует максимально подробно прописывать оказанные услуги. Практика показывает, что при соблюдении этих нехитрых условии судебные инстанции поддержат вашу позицию при возможном споре с налоговыми органами (Постановление ФАС Московского округа от 18.05.2006 г. по делу № КА-А40/3887-06, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.04.2006 г. по делу № Ф04-2117/2006 (21664-А27-3)).