Положения об обязательном представительстве - новелла российского гражданского процессуального законодательства, предусмотренная ст. 50 ГПК РФ. В ГПК РСФСР подобного института предусмотрено не было. В науке гражданского процессуального права подобный вид представительства также часто именуют официальным (ex officio, что в переводе с латинского языка означает «по должности, по обязанности») или представительством по назначению.
В соответствие со ст. 50 ГПК РФ суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях. Данная норма и создает отдельный вид представительства, отличный от всех остальных. Однако среди ученых-процессуалистов нет единства в вопросе выделения данного вида представительства. Например, Е.В. Салогубова ставит знак равенства между законным и обязательным представительством как представительством, для возникновения которого не требуется согласия представляемого лица001 . Профессор М.А. Викут выделяет обязательное представительство, называя его официальным, как вид законного002 .
взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о
назначении пенсий и пособий;
гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.
Помимо этого, юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.Данные нормы предусмотрены в российском законодательстве для обеспечения реализации равного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи004 , организацию которой Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» возложил на адвокатские палаты субъектов Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 44 все адвокатские палаты в 20-дневный срок со дня их регистрации обязаны принять решения, связанные с порядком оказания гражданам Российской Федерации юридической помощи бесплатно.Одной из проблем при оказании бесплатной юридической помощи для адвоката является оплата его работы в гражданском процессе. Закон об адвокатуре устанавливает, что собрание (конференция) адвокатов ежегодно устанавливает размер и порядок выплаты вознаграждения за оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно. Совет адвокатской палаты в отличие от собрания не устанавливает, а определяет тот же порядок выплаты вознаграждения за счет средств адвокатской палаты адвокатам, оказывающим юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно. Одновременно вопрос о порядке компенсации расходов адвокату в подобных случаях решается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Федерации.При этом необходимо понимать разницу между понятиями «вознаграждение» и «расходы». Вознаграждение понимается как оплата труда адвоката за оказание им юридической помощи, а расходы - это вознаграждение за потерянное или уступленное, возмещение затраченных сумм. Таким образом, субъект Федерации берет на себя определение порядка возмещения только этих сумм, а не оплаты труда адвоката. Примером урегулирования подобной ситуации может служить проект Закона Костромской области «Об оказании юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно на территории Костромской области», где четко указано, что расходы есть лишь те издержки, которые понес адвокат в связи с осуществлением своей деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи в гражданском процессе, но не оплата его труда. При этом для компенсации расходов адвокату необходимо представить в адвокатскую палату Костромской области подтверждающие понесенные расходы документы, которые потом направляются в орган исполнительной власти области. Далее все зависит от наличия средств, предусмотренных на эти цели в бюджете субъекта. В случае их отсутствия ежегодная кредиторская задолженность учитывается при формировании областного бюджета на последующий период. Решение о выплате вознаграждения проект относит к компетенции самой адвокатской палаты, хотя Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в ч. 2 ст. 34 устанавливает принятие такого решения лишь как право этого адвокатского образования. Иными словами, если адвокатская палата решит умолчать об этом вопросе, то адвокат может вообще работать бесплатно, оказывая бесплатную юридическую помощь по гражданским делам, что уже само по себе противоречит ст. 37 Конституции РФ, где сказано, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ.Одним из способов урегулирования подобной проблемы является возможность применения судами аналогии закона, а именно Постановления Правительства РФ от 04.07.2003 No 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда»005 . В соответствии с названным нормативным актом размер оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве, составляет за один день участия не менее 1/4 МРОТ и не более 1 МРОТ, предусмотренного законодательством Российской Федерации для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Время занятости адвоката исчисляется в днях, в которые адвокат был фактически занят выполнением поручения вне зависимости от длительности работы в течение дня. При определении размера оплаты труда адвоката учитывается сложность уголовного дела. Если применять аналогию закона, то оплата труда адвоката по назначению в гражданском процессе будет производиться по его заявлению на основании определения суда, которое будет направляться в соответствующую финансовую службу (орган) для перечисления указанных в нем средств на расчетный счет адвокатского образования. При применении аналогии, на мой взгляд, должны учитываться сложность гражданского дела, качество самой работы адвоката и т.д.Помимо этого, нельзя забывать и о ч. 2 ст. 100 ГПК РФ, которая позволяет в случае оказания бесплатной юридической помощи адвокатом стороне, в пользу которой состоялось решение суда, взыскать с другой стороны расходы на оплату его услуг в разумных пределах в пользу соответствующего адвокатского образования. Разумность пределов расходов на оплату услуг адвоката может определяться судом, исходя из сложности дела на основании вышеприведенной аналогии закона, либо просто в соответствие с усмотрением суда, но, на мой взгляд, в этом случае размер расходов не должен превышать размер исковых требований (если спор носит имущественный характер). Если же требования носят неимущественный характер, то суд связан только собственным усмотрением.Вопрос неурегулированности оплаты труда адвоката в гражданском судопроизводстве в случае обязательного представительства порождает множество проблем на практике - отказ адвоката до начала рассмотрения дела от защиты на основании ст. 37 Конституции РФ напрямую угрожает праву гражданина на оказание квалифицированной юридической помощи. Законодатель, почему-то детально урегулировав отношения по обязательному представительству в уголовном процессе, совершенно обошел вниманием подобные отношения в гражданском судопроизводстве, оставив это в компетенции субъектов федерации и самих адвокатских образований.Таким образом, обязательное представительство - это обладающий своей спецификой самостоятельный вид судебного представительства, являющийся новым в гражданском процессе по сравнению с советским законодательством. Этот вид представительства охватывает достаточно широкий круг общественных отношений, обеспечивает реализацию конституционных прав граждан, в том числе на равенство всех перед законом и судом, на оказание бесплатной квалифицированной юридической помощи. Однако данный субинститут, по нашему мнению, нуждается в дальнейшем и более детальном урегулировании в части механизма реализации определения суда о назначении представителя, вопросов оплаты труда представителя, более четкого разграничения компетенции между органами государственной власти и адвокатскими образованиями, координации их деятельности.
--------------------------------------------------------------------------------001 Салогубова Е.В. Представительство в суде//Гражданский процесс: Учебник под ред. Треушникова М.К. М. 2003. С. 161.
002 Викут М.А. Представительство в суде // Гражданский процесс: Учебник под ред. Викут М.А. М. 2004. С. 109.
003 Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2005 года//
СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
004 Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. Статья 48.
005 О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда: Постановление Правительства от 04 июля 2003 года // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2925